Система мониторинга
Система экологического мониторинга
Система экологического мониторинга организована и функционирует в рамках полномочий автономного округа, установленных федеральным законом от10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ), по «участию в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственногоэкологического мониторинга окружающей среды (государственного мониторингаокружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)».
Мероприятия по мониторингу окружающей среды составляют отдельный блок целевой окружной программы «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2011-2013 годахи на период до 2015 года»
Территориальную систему экологического мониторинга образуют наблюдательная сеть Росгидромета и пункты локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр. Организовано проведение работ по обеспечению оперативной космической информацией дистанционного зондирования для ведения экологического мониторинга. Это позволяет охватывать наблюдениями всю площадь автономного округа, осуществлять усиленный контроль состояния водных объектов и территорий нефтепромыслов, наиболее подверженных техногенному воздействию.
Таблица 1
Основные характеристики системы экологического мониторинга автономного округа по состоянию на 01.10.2012 г.
Подсистемы экологического мониторинга |
Пункты наблюдения |
Кол-во пунктов наблюдения |
Кол-во контролируемых параметров |
Мониторинг атмосферного воздуха |
Стационарные Росгидромета (в населенных пунктах) |
7 |
8 |
Контрольные и фоновые локального мониторинга (в границах лицензионных участков недр) |
754 |
7 |
|
Мониторинг снеговых выпадений |
Контрольные и фоновые локального мониторинга (в границах лицензионных участков недр) |
870 |
13 |
Мониторинг поверхностных вод |
Контрольные створы Росгидромета |
26 |
16 |
Контрольные и фоновые локального мониторинга (в границах лицензионных участков недр) |
1 866 |
19 |
|
Мониторинг донных отложений |
Контрольные и фоновые локального мониторинга (в границах лицензионных участков недр) |
1 600 |
14 |
Мониторинг почв |
Контрольные и фоновые локального мониторинга (в границах лицензионных участков недр) |
1 493 |
17 |
Организация наблюдений в границах лицензионных участков недр осуществляется в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от23 декабря 2011 г. № 485-п «О системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»(далее – Постановление). В соответствии с Постановлением недропользователи обязаны создавать системы регулярных наблюдений на лицензионных участках и предоставлять информацию о результатах наблюдений в единую базу данных. Перед организацией исследований осуществляется разработка проектной документации, которая подлежит обязательному согласованию с исполнительными органами в области охраны окружающей среды. В проектах с учетом индивидуальных особенностей лицензионных участков определяется оптимальное количество и периодичность наблюдений, перечень загрязняющих веществ. В настоящее время разработано и согласовано 265 проектов локального экологического мониторинга, что составляет 92,4% охвата всех эксплуатируемых лицензионных участков недр на территории автономного округа. Для централизованного накопления результаты локального мониторинга в виде электронной отчетности в соответствии с установленными сроками поступают в программный комплекс «Мониторинг химического загрязнения окружающей среды в границах лицензионных участков».
В настоящее время, в базе данных «Мониторинг химического загрязнения окружающей среды в границах лицензионных участков» содержится информация с точными географическими координатами по 968 310 измерениям (таблица 2).
Таблица 2
Количество измерений, составляющее базу данных экологического мониторинга в 2008-2011 гг.
Год |
Атмосферный воздух |
Снежный покров |
Поверхностные воды |
Донные отложения |
Почвы |
Всего |
2008 |
13 430 |
13 708 |
115 242 |
20 181 |
26 293 |
188 854 |
2009 |
9 652 |
11 684 |
98 060 |
17 275 |
21 008 |
157 679 |
2010 |
8984 |
10522 |
101 046 |
21 526 |
26 293 |
168 371 |
2011 |
10 806 |
10 854 |
88 652 |
21 802 |
26 021 |
158 135 |
Действующая система территориального экологического мониторинга решает задачи, связанные с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности:
1. Контроль соблюдения государственных стандартов качества природных сред.
2. Получение объективных исходных данных для разработки программ оздоровления экологической обстановки и предупреждения повышения уровня загрязнения окружающей среды.
3. Информирование населения и органов государственной власти о состоянии окружающей среды.
4. Проведение оценки техногенного воздействия на природные комплексы и эффективности природоохранных мероприятий.